logo_header

Что грозит пропагандистам Соловьеву и Симоньян. Уроки истории

21 октября 2022 г. 06:47от Дрон Медиа
Поделиться:
vkok

Коллаж Дрон Медиа. На фото слева направо российские пропагандисты Маргарита Симоньян, Ольга Скабеева, Владимир Соловьев. На втором плане на экранах ТВ российский президент Владимир Путин

Российские пропагандисты восемь лет разжигают ненависть к Украине и призывают ее уничтожить. Накажут ли их за это? И как поступали с их коллегами в разных странах. Украинское издание "Бабель" опубликовало большой разбор на эту тему с историческими примерами. С любезного разрешения редакции мы перевели статью с украинского на русский язык и приводим текст ниже. Авторы публикации: Оксана Коваленко и Юлиана Скибицкая.

С начала российской агрессии против Украины в 2014 году Россия постоянно использует агрессивную пропаганду, которая утверждает, что украинской нации не существует. С 24 февраля 2022 года эта пропаганда перешла на новый уровень — российские медиа и телеграм-каналы, полностью контролируемые властью, прямо призывают к "решению украинского вопроса" (прямая аллюзия на "окончательное решение еврейского вопроса", которым Адольф Гитлер начал Холокост). Человеконенавистническая пропаганда всегда была важным инструментом в войнах — она нужна агрессору, чтобы оправдывать свои захватнические действия и гарантировать поддержку войны в обществе. Начиная со Второй мировой войны, действия пропагандистов квалифицировали как международные преступления — подстрекательство к геноциду или преступление против человечности. Корреспондентка "Бабеля" Оксана Коваленко изучила приговоры Нюрнбергского трибунала, Международных уголовных трибуналов по Югославии и Руанде, а также проанализировала заявления некоторых российских пропагандистов, чтобы понять, какую именно ответственность они могут понести.

Вторая мировая война. Нюрнберг

Нюрнбергский процесс рассматривал дела против 24 высокопоставленных нацистов, но только два из них касались пропаганды. Это обвинение против издателя газеты Der Stürmer ("Штурмовик" на немецком) Юлиуса Штрейхера и радиоведущего программы "Говорит Ганс Фриче" Ганса Фриче. Оба лично никого не убивали, но играли ключевую роль в построении нацистской пропаганды.

Юлиус Штрейхер с 1932 по 1945 был членом нацистской партии и главным редактором антисемитской газеты Der Stürmer. Эта самая успешная газета Третьего Рейха более 20 лет разжигала ненависть к евреям — в ней публиковали примитивные статьи и карикатуры, изображавшие евреев неполноценными, жадными, с сексуальными девиациями. Штрейхер возглавлял эту газету с первого дня. Трибунал признал, что он играл руководящую роль в политике Холокоста, в приговоре говорилось, что Штрейхер совершил преступление против человечности (его действия признали преследованием по политическим и расовым мотивам во время войны). Его приговорили к смертной казни и повесили в октябре 1946 года.

Юлиус Штрейхер (справа) вместе с министром иностранных дел Третьего Рейха Риббентропом. Getty Images / "Бабель"

Ганс Фриче с 1938 по 1945 год являлся членом нацистской партии и главным редактором немецкого официального телеграфного агентства Deutsches Nachrichtenbüro, работал в Министерстве пропаганды, которое возглавлял Йозеф Геббельс. (Один из ближайших доверенных лиц Адольфа Гитлера и райхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии (1933-1945). Он являлся главным пропагандистом Национал-социалистиной рабочей партии Германии и идей Гитлера. Совершил самоубийство, поэтому не предстал перед Нюрнбергским трибуналом). В 1942 году он стал единственным в министерстве, кто заведовал радиовещанием. На трибунале обвинение утверждало, что Фриче совершил преступления против мира (сейчас они называются преступлениями агрессии) и преступления против человечности. Фриче в своих показаниях признавал, что отдел немецкой прессы фактически руководил всеми ежедневными газетами Германии, донося до них директивы Министерство пропаганды, что публиковать. Когда Фриче стал управлять радиостанциями, он рассылал директивы и для них.

Но трибунал оправдал Фриче. Прокуроры объясняли, что Фриче сам не составлял эти директивы, а лишь передавал указания Геббельса. Также он никогда не призывал уничтожать евреев, пытался запретить газету Der Stürmer и никогда лично не разговаривал с Гитлером. Приговор Фриче получил за другие преступления, которые рассматривала комиссия по денацификации. Судьи признали, что программа Фриче отвечала нацистской идеологии, а ее влияние на общество сильно выросло в 1942 году. В отличие от Международного трибунала, суд увидел антисемитскую пропаганду в действиях Фриче. Его признали "одним из наиболее влиятельных и активных пропагандистов нацистской идеологии" и приговорили к девяти годам заключения.

Ганс Фриче в октябре 1946 года. Getty Images / "Бабель"

Геноцид в Руанде и Международный трибунал


Руанда – страна в Восточной Африке. В ней живут три народа: хуту, тутси и тва (пигмеи). Самые многочисленные – хуту. До 1961 года Руанда была монархией, и именно тутси были политической элитой страны. В 1897 году немцы колонизировали Руанду, а после Первой мировой войны, которую Германия проиграла, Руанда оказалась под протекторатом Бельгии. Бельгийцы ввели в стране паспорта, в которых заставили отмечать, к какому народу принадлежит человек. В 1957 году в стране произошла революция хуту — с молчаливого согласия Бельгии. Тогда ликвидировали монархию, президентом стал представитель хуту, а тутси начали преследовать и убивать. Многие тутси были вынуждены бежать из Руанды в соседние страны.

В 1988 году в соседней Уганде тутси организовали "Руандийский патриотический фронт" (РПФ), который возглавил Поль Кагаме. В 1990 году РПФ перешел границу с Руандой и начал наступление, чтобы тутси могли вернуться домой. Бои длились три года, поэтому представлявший хуту президент Руанды Жувеналь Хабияримана пошел на переговоры. Он согласился прекратить репрессии против тутси, разрешить им вернуться в Руанду и предоставить им жилье – соответствующие соглашения Хабияримана подписал в августе 1993 года. Многие радикально настроенные представители хуту были этим недовольны. После октября 1993 года хуту завозили в Руанду оружие: гранаты, огнестрельное оружие и мачете. Шестого апреля 1994 года самолет, на борту которого находился Хабияримана, подбили, президент не выжил. Именно с этого момента местные отряды милиции, которые подчинялись хуту, и обычные люди начали убивать тутси. Так начался геноцид в Руанде. Большую роль в этом играли СМИ — они распространяли ненависть между народами, которые жили на тех же улицах, ходили в те же магазины, сидели за соседними столиками в кафе. По официальным данным правительства Руанды, погибли около 937 тысяч человек. По другим данным, принятым ООН, погибли 800 тысяч тутси и тех хуту, которые их поддерживали.

Дело против руандийских медиа стало наиболее показательным среди всех международных трибуналов. Прокуроры признали СМИ орудием преступления — речь идет о газете "Кангура" и о частном "Радио тысячи холмов" (Руанду называют землей тысячи холмов).

Газета "Кангура" выходила в Руанде с 1990 по 1994 год, ее возглавлял хуту Хасан Нгезе. С первого дня газета настраивала читателей против тутси — именно там появились "10 заповедей хуту", призывавших ненавидеть тутси, особенно женщин. В "заповедях" хуту, которые или женились на тутси, или нанимали их на работу, называли предателями. Тутси не имели права работать в образовании, вступать в вооруженные силы, занимать стратегические политические или экономические должности.

В 1991 году, за три года до геноцида, вышел номер "Кангуры", позже признанный преступным. На первой полосе был портрет Грегуара Кайибанда — первого президента Руанды, принадлежавшего к народу хуту и в результате революции 1959 года возглавившего страну. Под портретом была надпись "Повторим революцию хуту 1959 года, чтобы мы смогли победить тараканов-тутси?", а рядом – "Какое оружие нам следует использовать, чтобы победить тараканов раз и навсегда?". Слева от портрета был изображен мачете (Широкий, длинный нож, иногда с загнутым на конце лезвием. Обычно используется в тропических странах как оружие и сельскохозяйственное орудие – им прокладывают путь через заросли, собирают бананы и т.д. Во время геноцида в 1994 году хуту использовали мачете, чтобы убивать тутси). Трибунал впоследствии отметил, что этот материал призвал к уничтожению тутси как этноса, то есть к геноциду. "Нагнетая страх и пропагандируя ненависть, "Кангура" прокладывала путь к геноциду в Руанде, доводя население хуту до убийственного безумия", — говорилось в приговоре.

Газета публиковала также другие статьи и карикатуры, разжигавшие ненависть к тутси — в частности, это привело к массовому сексуальному насилию над женщинами-тутси. В разгар геноцида в газете публиковали имена и фото тех, кого нужно считать врагами. Часть этих материалов писал сам Хасан Нгезе, а во время подготовки к этим статьям тесно сотрудничал с Фердинандом Нахиманной (соучредитель «Радио тысячи холмов», его обвинили в подстрекательстве к геноциду) и другими идеологами геноцида тутси.

Та самая газета. Фото с https://www.reddit.com/r/PropagandaPosters

Нгезе признали виновным в преступлениях против человечества и приговорили к пожизненному заключению, но впоследствии апелляция сократила этот срок до 35 лет.

"Радио тысячи холмов". Это частное радио, созданное в июле 1993 года. Для усиления сигнала сигнала оно использовало мощности государственной радиостанции "Радио Руанда", поэтому стало главным в стране. Радиостанция быстро стала популярной, там транслировали качественную музыку, впоследствии в перерывах между песнями начали появляться сообщения, направленные против тутси. Тутси называли "тараканами" и "змеями" — дегуманизировали их, чтобы потом легче было убивать своих бывших соседей, друзей, иногда родителей или жен.

Когда радикальные хуту (в эфире радио в этом, наоборот, обвинили тутси) сбили самолет с президентом Жувеналем Хабияримана, в эфире радиостанции заявили: "Время валить высокие деревья". Это был прямой призыв убивать тутси — их называли "высокими деревьями", потому что считалось, что тутси выше хуты, а также у них более тонкие кости и более светлая кожа. Радиоведущая Валери Бемерики, прозванная "Диктором зло", подстрекала людей создавать блокпосты, чтобы эффективно отлавливать тутси, говорила, что на них не стоит тратить пули, а надо резать на куски с помощью мачете. В апреле 1994 года на улицах Руанды можно было увидеть группы хуту, которые в одной руке держали мачете, а в другой — приемник, транслировавший "Радио тысячи холмов". Из радиопередач они узнавали адреса домов, где жили или скрывались тутси, шли туда и убивали их. Профессор Цюрихского университета, экономист Дэвид Янагизава-Дротт доказал, что в тех районах, где покрытие радиостанции было лучше в карательные отряды хуту записывалось гораздо больше людей.

Руандийский солдат смотрит на обломки самолета, в котором летел президент страны Жувеналь Хабияримана. Getty Images / "Бабель"

Трибунал рассматривал дела против ключевых сотрудников "Радио тысячи холмов". Местный руандийский суд "гакака" приговорил Бемерики к пожизненному заключению за подстрекательство к геноциду. (Такие суды были созданы, чтобы ускорить рассмотрение дел, связанных с геноцидом. Они действовали с 2001 по 2012 год и рассмотрели примерно 2 миллиона дел). Соучредителя радиостанции и руандийского историка Фердинанда Нахимана приговорили к 30 годам заключения. Журналист "Радио тысячи холмов" бельгиец Жорж Руджу получил 12 лет тюрьмы — приговор был смягчен, потому что он пошел на сотрудничество со следствием. Директор радиостанции Фелисьен Кабугу скрывался от суда 28 лет, но в мае 2020 года его задержали. Суд над ним начался в сентябре 2022, приговора еще нет.

Война в Югославии и международный трибунал


В 1991 году республики Югославии одна за другой стали заявлять о независимости. Это не понравилось Сербии. Ее президент Слободан Милошевич пытался сохранить контроль над бывшими частями Югославии и применял силу, а также призывал сербов в Боснии и Хорватии создавать "республики". Это напоминает метод, к которому прибегал Путин в Донецкой и Луганской областях Украины. В Боснии и Герцеговине, Хорватии, а затем и в Косово начались чрезвычайно жестокие вооруженные конфликты: для оппонентов создавали концлагеря, существовали также лагеря, где держали женщин для сексуальных утех.

Международный трибунал по Югославии вынес только один приговор за пропаганду ненависти. Его получил сербский политик Воислав Шешель, который при Слободане Милошевиче был заместителем премьер-министра Сербии. Шешель выступал за "Великую Сербию" и моноэтническую страну, боснийцев считал плохими и "грязными мусульманами" (сербы для унижения боснийцев использовали слово "балы").

Во время осады Вуковары, где была самая большая и кровавая битва хорватской войны за независимость, Шешель призвал сербских солдат не давать ни одному хорватскому бойцу "уйти живым" из города. Прокуратура утверждала, что речи Шешеля прямо подстрекали к убийствам и этническим чисткам.
В 1992 году в Хртковцах, где до начала войны хорваты составляли абсолютное большинство населения села — 40%, а после их численность сократилась до 7%, в сербском регионе Воеводина Шешель выступал на митинге в поддержку Сербской радикальной партии, в которую сам и входил. Вся его речь была о хорватах. Он обратился к своим "сербским братьям и сестрам", заявив, что "хорватам не место в Хртковцах" и что "мы их выгоним" до границы. Закончил свою речь Шешель так: "Я твердо верю, что вы, сербы из Хртковцев и окрестных сел, также знаете, что ради вашей гармонии и единства вы должны избавиться от хорватов, которые остались в вашем и соседних селах". После его речи люди кричали: "Хорваты, поезжайте в Хорватию, это Сербия".


Вуковар после осады. Getty Images / "Бабель"

Суд не сразу признал Шешеля виновным, но прокуроры подали апелляцию и Шешеля все же осудили за речь в Хртковцах. Суд доказал, что после нее сербы начали преследовать другие этнические группы, в том числе хорватов. Им регулярно угрожали и заставляли покинуть Хртковцы. По данным суда, популяция этнических хорватов в Хртковцах сократилась на 76,3%. Шешеля приговорили к 10 годам тюрьмы, но поскольку суд длился очень долго и он 12 лет находился под арестом, эти годы причислили к сроку и его выпустили.

Агрессия России против Украины и будущие суды


Антиукраинская и антизападная пропаганда в российских СМИ звучит с 2004 года. Провал кандидата в президенты Украины Виктора Януковича, которого поддерживал Путин, и Оранжевая революция запустили несколько нарративов, в частности о плохом Западе, устраивающем "цветные" революции. Подобные революции против устаревших и коррупционных политиков в нулевые годы произошли в ряде стран. В частности, в Грузии была Революция роз, благодаря которой Михеил Саакашвили стал президентом, в Кыргызстане была Революция тюльпанов.

В постсоветских странах украинцев, выступавших на Майдане против фальсификации выборов, унизительно называли "майданутыми", а после Революции достоинства (Евромайдана) в 2014 году это слово постоянно звучало на российских федеральных каналах.

Пропаганда активно использовала победу Евромайдана, аннексию Крыма, спровоцированные Россией протесты на востоке Украины и дальнейшую антитеррористическую операцию украинских войск. Российские медиа утверждали, что в Украине произошел переворот. Утверждали, что "Правый сектор" (украинское общественное радикальное националистическое движение, позже — партия) едет в Крым убивать местных жителей, украинские военные пытают людей в Донецкой и Луганской области, а в Одессе 2 мая 2014 "нацисты заживо сжигали людей". (2 мая 2014 года в Одессе произошло самое серьезное противостояние между украинскими патриотическими и пророссийскими силами. Две группы столкнулись в центре города — драка переросла в стрельбу, в которой погибли сторонники Евромайдана. Затем стычки продолжились. Пророссийские митингующие скрылись в местном Доме профсоюзов. В здании возник пожар, и именно там погибло большинство людей в тот день — 41 из 48. Российская пропаганда создала из событий 2 мая мощный пропагандистский миф о "нацистах, которые заживо сожгли людей").

Это сильно влияло на дегуманизацию украинцев — даже российские пропагандисты признавали, что благодаря мифу об "Одесской Хатыни" (белорусская деревня, где нацисты во Второй мировой сжигали дома с людьми) отряды боевиков самопровозглашенных "Л/ДНР" существенно пополнились добровольцами.

После полномасштабного вторжения России в Украину 24 февраля 2022 года риторика российских СМИ свелась к "окончательному решению украинского вопроса". Украинские правоохранительные органы изучают деятельность некоторых российских пропагандистов и подозревают их в совершении как международных преступлений, так и преступлений против территориальной целостности Украины. Вот несколько примеров. (Далее мы указываем только самых известных российских пропагандистов. Конечно, их количество значительно больше).

Журналист, сотрудник пропагандистского информагентства «Россия сегодня» Армен Гаспарян еще в 2018 году издал антиукраинскую книгу "Денацификация Украины. Страна невыученных уроков". (Денацификация – это обобщенное название комплекса мероприятий после Второй мировой, целью которых было очистить германское и австрийское общество от влияния нацистской идеологии. Использование такого термина — еще один способ российской пропаганды подчеркнуть, что Украина является "нацистским государством").

Обложка книги Армена Гаспаряна, фото ФАН

Впоследствии термин "денацификация" использует российский президент Владимир Путин, объясняя свое нападение на Украину. В своей книге Гаспарян писал о "несостоятельности становления украинского государства" и призвал руководство России к войне против Украины. Украинские правоохранительные органы увидели в его заявлениях призывы к геноциду, а также действия, направленные на "насильственное изменение и свержение конституционного строя и посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины".

Политтехнолог и один из идеологов войны Тимофей Сергейцев с 2014 года работал в пропагандистском государственном агентстве РИА Новости. В апреле 2014 года, когда были опасения, что Путин нападет на Украину, он обвинял украинцев в расовой дискриминации других народов и приравнивал это к действиям гитлеровцев в Германии. Он тоже использовал слово "денацификация" для оправдания уничтожения украинской культуры, языка и т.д.

В апреле 2022 года Сергейцев призвал уничтожать украинских военных, а украинцев обвинил в вымышленном российской пропагандой геноциде "русского народа". Он назвал почти всех украинцев "пособниками нацистов", которые должны получить смертные приговоры или сидеть в тюрьме, а также писал, что Украина не может быть суверенной и вообще не должна существовать. Этот текст прочитали более 1,5 миллионов человек.

В ответ на статью Сергейцева депутат немецкого Бундестага Тома Хайльман подала заявление в прокуратуру Берлина и обвинила его в подстрекательстве к геноциду. Выдающийся американский историк Тимоти Снайдер назвал статью Тимофея Сергейцева "русским пособием по геноциду". А президент Владимир Зеленский назвал ее одним из "доказательств для будущего трибунала за российские военные преступления".

Идеологи "денацификации" Украины Сергейцев и Гаспарян. Коллаж odessa.online

В мае украинские прокуроры сообщили Сергейцеву о подозрении в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 109, ч. 1 ст. 110, ч. 2 ст. 442 Уголовного кодекса Украины. Ему инкриминируют призывы к геноциду, действия по насильственному изменению и свержению конституционного строя, а также посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Обвинительный акт уже в суде.

Российские пропагандисты-телеведущие Ольга Скабеева, Дмитрий Киселев и Владимир Соловьев уже многие годы ведут пропаганду против Украины. Незадолго до 24 февраля Скабеева и Соловьев обсуждали, что России понадобится три-четыре дня, чтобы захватить Украину. Во время войны Скабеева заявляла, что Россия должна отомстить Украине, "операцию" Путина нужно довести до конца, а также публиковала в телеграмм-канале фото Жириновского, который резал торт в форме Украины, с подписью "Отрежем еще". Скабеевой и Киселеву объявлены подозрения за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Соловьеву объявили подозрение по ч. 3 ст. 110 Уголовного кодекса за публичные призывы к изменению государственной границы Украины, что привело к гибели людей, и объявили его в розыск.

Маргарита Симоньян – главная редактор информационного агентства "Россия сегодня", руководитель телеканала Russia Today. (Пропагандистский канал, созданный в 2005 году как главный федеральный канал россии для вещания за рубежом. Со временем канал трансформировался в главный пропагандистский рупор России). Европейский Союз в феврале 2022 года после полномасштабного вторжения россиян в Украину ввел санкции против Симоньян и назвал ее "центральной фигурой" российской пропаганды. Она публично призвала российские власти аннексировать территории Украины, уверяла, что Россия захватит Украину за два дня . С сентября Симоньян призывает бомбить критическую инфраструктуру Украины, пропагандирует мнение, что зверства россиян в Буче – это "выдумки украинцев". В марте Офис генпрокурора объявил Симоньян подозрение из-за ее заявлений.

Маргарита Симоньян получает орден Александра Невского от Владимира Путина в 2019 году. Getty Images / "Бабель"

Еще один сотрудник Russia Today Антон Красовский – один из главных антиукраинских пропагандистов канала. Он утверждал, что Украина не вступит в НАТО, потому что "это наша (русская земля)", говорил, что "сожжет на Крещатике украинскую Конституцию". В одном из эфиров призвал уничтожать украинцев: "Ребята, ну очевидно, что нужно взять себя в руки. Собраться. Перестать думать о "братьях". Они не брать нам. Я там вырос (в юности он три года провел в Украине, — Дрон), говорю со знанием дела. Мочите! Давайте! Хватит!" В своем телеграмм-канале он также писал: "Все это в очередной раз доказывает, что никакой Украины не может быть. Никакой! Нигде! От Ужгорода в Харьков все должно стать Россией". Этот пост прочитали не менее 93 тысяч человек. Служба безопасности Украины объявила Красовскому о подозрении и передала в суд материалы дела. Его обвиняют по ч. 2 ст. 442 Уголовного кодекса Украины в геноциде, публичных призывах к геноциду и распространении соответствующих материалов.

Российский пропагандист Петр Акопов 26 февраля 2022 года опубликовал в пропагандистском РИА Новости колонку под названием "Наступление России и нового мира". Там Акопов рассуждал о том, что будет с Украиной после успеха военной спецоперации россиян, причем об успехе Акопов писал как о факте и в прошлом времени. Очевидно, колонку писали заранее и с уверенностью, что Россия быстро захватит Украину. Но поскольку этого не произошло, колонку сняли с сайта в тот же день. Именно в этой колонке Акопов применил термин "решение украинского вопроса": "Владимир Путин взял на себя историческую ответственность, решив не оставлять решение украинского вопроса будущим поколениям".

Возможно ли наказание для российских пропагандистов?


Возможно, но это сложный процесс, и это видно даже с прошлых трибуналов, где дела против пропагандистов были в абсолютном меньшинстве. Преступлением можно считать только пропаганду или язык ненависти, который призывает к преступным действиям: агрессии, депортации, убийствам, геноциду, говорит исполнительный директор Международной ассоциации юристов Марк Элис. То есть в Международном уголовном суде могут оказаться только те российские пропагандисты, которые подстрекали к геноциду украинцев, добавляет он. Призыв к геноциду доказать сложно, объясняет "Бабелю" бывший генпрокурор Гюндуз Мамедов. Надо доказать, что был умысел совершить именно геноцид. Не все высказывания пропагандистов суд может интерпретировать таким образом. Нужно провести ряд экспертиз и установить, привели ли конкретные слова к международным преступлениям: убийствам, пыткам, депортациям.

Однако пропагандистов можно судить не только за подстрекательство к геноциду. Мамедов говорит, что их действия можно квалифицировать как пропаганду войны. Такое преступление прописано в Уголовном кодексе Украины. А дальше все будет зависеть от хода расследования и координации украинских судов и Международного уголовного суда.

Автор: Дрон Медиа